Иудейские ритуалы, связанные со смертью и похоронами

Своеобразный образ жизни евреев основан на определенных представлениях о боге и о месте человека в обществе и во вселенной. Точно так же ритуалы, связанные со смертью и похоронами у евреев отображают определенное отношение к богу, к природе и к проблеме добра и зла. Все эти ритуалы сопровождаются вербальными молитвами, погребальной процессией в сочетании с молчанием и соответствующими речами. Итак, давайте более подробно рассмотрим еврейские ритуалы, связанные со смертью и похоронами.

 

Смерть

Так как в иудаизме особый акцент делается на священности и неприкосновенности жизни у евреев запрещена эвтаназия и любая помощь, помогающая людям уйти в мир иной. Умирающего человека нельзя оставлять одного. К нему следует относиться с уважением и любовью вплоть до последнего момента его пребывания на земле. Одна из еврейских заповедей гласит: «Оставайтесь у постели умирающего человека». У евреев не приняты предсмертные исповеди.

Чверах Кадиша

В иудаизме тело считается священным вместилищем души и поэтому к нему относятся с надлежащим уважением. После смерти первое, что нужно сделать - это вызвать раввина. Большинство синагог помогают в подготовке к похоронам. Во многих общинах есть Чверах Кадиша – священное похоронное общество, которое традиционно отвечает за подготовку тела к погребению, а также за проведение похорон. Члены этого общества совершают ритуал омовения тела, который сопровождается молитвами. Затем покойного одевают в традиционный саван, предназначенный для похорон, сшитый вручную из белой материи. Всех евреев, как богатых, так и бедных принято хоронить в этом белом саване, что свидетельствует о равенстве перед смертью. Но сегодня в некоторых либеральных общинах разрешается хоронить покойного в обычной одежде.

Гроб

После традиционного омовения и одевания покойного помещают в гроб, сделанный из дерева. Гроб обычно изготавливают из сосны без использования металлических частей, поскольку дерево быстро разлагается. Так как тело должно быть возвращено назад в землю, ничто не должно мешать этому процессу. Гроб должен быть простым, и не должен быть украшен. Это опять же является свидетельством выражения всеобщего равенства перед смертью. В гроб принято класть небольшой мешочек с землей или песком из Иерусалима. Как только тело кладут в гроб, гроб закрывают. Иудаизм запрещает смотреть на тело мертвого человека. Возле гроба с телом обязательно должен кто-нибудь находиться.

Погребение

Похороны должны состояться вскоре после смерти, так как считается, что душа возвращается к богу, и тело должно быть возвращено в землю как можно скорее. Это также помогает родственникам умершего осознать реальность смерти. Похороны запрещены во время Шаббата и праздника. До начала похорон члены семьи умершего совершают ритуал разрывания одежды. Они немного надрывают свою одежду, в то время как либеральные евреи носят черную повязку, которую затем разрывают. Этот ритуал символизирует горе, которое постигло членов семьи умершего. Во время похорон в доме умершего читают псалмы и молитвы.

Друзья удостоенные чести нести гроб должны остановиться семь раз на дороге, ведущей к месту погребения. Каждый человек присутствующий на похоронах должен опустить три лопаты с землей в погребальную яму и произнести при этом: «Да упокоится его душа с миром». Лопата не передается из рук в руки следующему участнику похорон, а втыкается в землю, чтобы избежать «передачи смерти». Все участники похорон дожидаются момента, когда могила будет полностью засыпана землей. После похорон все моют руки, что является символом очищения.

Траур

Период между наступлением смерти и погребением называется анинут. В этот период семь близких родственников: мать, отец, брат, сын, дочь и жена или муж обязаны соблюдать особый ритуал, который помогает им справиться с постигшим их горем.

Шива

После погребения все участники похорон возвращаются домой и едят особое блюдо, которое называется сеудат хавраах. Это блюдо символизирует утешение для друзей и соседей. Традиционная часть этого блюда – сваренные вкрутую яйца, которые являются древним символом плодородия и обозначают продолжение жизни вопреки смерти. Для близких родственников покойного начинается период траура, который называется шива. Он длится 7 дней, в течение которых родственники не выходят из дома, в то время как соседи и друзья приносят им пищу. В течение этих семи дней скорбящие родственники не пользуются косметикой, не бреются и не стригут волосы, так как это считается признаком тщеславия. Им запрещено носить кожаные изделия и вступать в половую связь. Зеркала выносят из дома, поворачивают к стене или закрывают белыми простынями, чтобы избежать любой формы проявления тщеславия. Они сидят на низких стульчиках или на полу, чтобы выразить свое горе. На седьмой день они начинают постепенно выходить из дома, но в сопровождении друзей или родственников. После окончания семи дней траура они должны посетить службу в синагоге в первый Шаббат.

Шелошим

После окончания шивы, начинается еще один период траура, который называется шелошим. Он продолжается вплоть до тринадцатого дня после смерти. В течение этого времени скорбящие родственники возвращаются к своей работе, но не посещают торжественных мероприятий, например, свадьбы и вечеринки. Они не посещают могилу умершего. Эта мера необходима для того, чтобы они смогли смириться с утратой.

Годовщина смерти

Через год после смерти члены семьи собираются возле могилы для установки надгробного памятника. Надгробный памятник играет большую роль для скорбящих, так как он является символом нового начала. Во время установки надгробного памятника читают молитвы. Надгробный памятник накрывают белой материей, которую затем убирают. На надгробном памятнике должны быть выгравированы имя покойного, дата его рождения и дата смерти обычно на иврите или на английском языке. Подобно остальным еврейским традициям, еврейские ритуалы, связанные со смертью и похоронами свидетельствуют об их практичности. Эти ритуалы свидетельствуют о почтении и уважении к мертвым.


Печать   E-mail
Добавить комментарий