Федеральный закон о погребении и похоронном деле

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Федеральный закон

«О погребении и похоронном деле»


 


Статья 1

Внести в Федеральный закон от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 146; 1997, № 26, ст. 2951; 2000, № 33, ст. 3348, № 2, ст. 160; 2004, № 35, ст. 3607, № 1, ст. 26; 2008, № 49, ст. 5736; 2011, № 48, ст. 6732) следующие изменения:

1) В Главе I:

а) Статью 1 дополнить пунктом 2 следующего содержания:

«Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с использованием тела умершего в научных целях, в том числе с криосохранением части(ей) тела или тела умершего.»;

б) Дополнить статьями 1.1., 4.1., 4.2. следующего содержания:

«Статья 1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

агентские услуги - прием и оформление заказа на организацию похорон и/или приобретение ритуальных принадлежностей и надмогильных сооружений в пункте приема заказов или с выездом по адресу, указанному потребителем, консультативная помощь, оформление необходимых документов, сопровождение обряда прощания, в том числе услуги по организации и проведению обряда прощания;

бальзамирование - обработка тела умершего или погибшего с использованием специальных средств для его сохранения;

бесхозяйное (брошенное) место – место захоронения, признанное бесхозяйным в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

волеизъявление умершего — пожелание лица о способе и месте погребения и (или) организации и проведении похорон, выраженное в устной форме в присутствии свидетеля(ей) или в письменной форме;

захоронение невостребованного праха – участок земли или специально оборудованный бункер на объекте похоронного назначения, предназначенный для: захоронения праха после кремации по заявлению волеизъявителя, захоронения невостребованного праха, захоронения праха кремированных останков при проведении эксгумации и рекультивации бесхозяйных мест захоронений. Порядок регистрации захоронений невостребованного праха устанавливается органами местного самоуправления;

ин¬вентаризация мест захоронений – система обследования состояния мест захоронения, их учета и сверки данных учета на кладбище, в ходе которой формируется и ведется база данных захоронений, регистрируются неучтенные захоронения, выявляются бесхозяйные захоронения, проверя-ется и документально подтверждается фактическое наличие и состояние мест захоронений, при необходимости выявляются лица, ответственные за уход за местами захоронений.

По результатам проведенной инвентаризации составляется ведомость результатов, выявленных инвентаризацией, где содержатся основные статистическое данные и характеристики мест захоронений. Архивы, сформированные по итогам учета и инвентаризации мест захоронения, могут храниться на бумажных носителях в виде журналов и книг, в электронном виде (программные средства создания баз данных), комбинированным способом;

исполнитель волеизъявления умершего (погибшего) – лицо, указанное в волеизъявлении умершего, при его согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего (погибшего) относительно порядка его погребения, а также лица, действующие по его поручению и в его интересах. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом(й), близкими родственниками, родственниками других степеней родства либо законным исполнителем волеизъявления умершего;

захоронение останков (праха) умерших или погибших – процесс предания земле останков умерших или погибших в гробе или без гроба, помещения гроба с останками в склеп, саркофаг, мавзолей, пантеон либо процесс помещения урн с прахом в могилы и колумбарные ниши или развеивание праха на специально отведенных участках;

катафальный транспорт - специальное или приспособленное транспортное средство, зарегистрированное в установленном порядке и предназначенное для перевозки гроба с телом (останками) умершего (погибшего), урны с прахом умерших или погибших и участников погребения или без таковых;

кладбище (места погребения) – объект похоронного назначения, включающий в себя: участки земли для погребения тел (останков) умерших (погибших); здания, сооружения и иные объекты, предназначенные для осуществления захоронения и оказания иных ритуальных услуг;

колумбарий – сооружение в виде стены с нишами для захоронения урн с прахом умерших или погибших, отдельно стоящее или входящее в состав зданий и сооружений;

копка могилы - работы, производимые на месте захоронения по выемке грунта (вручную, или механизированным способом), предшествующие обряду погребения тела (останков) умершего земле и последующему закапыванию могилы;

кремация – предание останков умершего или погибшего, биологических материалов огню;

криосохранение - экспериментальная научная процедура долгосрочного хранения части(ей) тела или тела человека при сверхнизких температурах, осуществляемая в криохранилище;

криохранилище - объект, помещение или группа помещений в его составе, в которых осуществляется криосохранение части(ей) тела или тела человека»;

лицо, ответственное за место захоронения – лицо, взявшее на себя обязательство обеспечивать надлежащее содержание места захоронения и постоянный уход за ним.

В случае письменного отказа лица, ответственного за место захоронения, от выполнения своих обязанностей, данное захоронение признается бесхозяйным в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

место погребения – часть пространства объекта похоронного назначения, предназначенная для проведения обрядовых действий по захоронению останков умерших (погибших) или кремации, праха и урн с прахом, специально организованная в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями.

место захоронения – часть пространства объекта похоронного назначения, предназначенная для захоронения останков или праха умерших (погибших);

Места захоронения организуются в виде могил, склепов, мавзолеев, пантеонов, зданий-кладбищ, колумбарных стен с нишами, специальных участков для развеивания праха умерших (погибших);

морг - помещение или группа помещений, входящие в состав патолого-анатомических отделений лечебно-профилактических учреждений, бюро судебной медицины, бюро судебной экспертизы, в которых проводятся патолого-анатомические и судебно-медицинские экспертизы и хранятся тела или части тел умерших или погибших;

надмогильные сооружения (надгробия) - памятные (мемориальные) сооружения, установленные на могилах: склепы, усыпальницы, мавзолеи, памятники, кресты, ограды;

объект похоронного назначения — градостроительный или архитектурный комплекс или объект, территория или участок, предназначенный для ритуального обслуживания населения;

опайка цинкового гроба - технологический процесс, обеспечивающий герметизацию цинкового гроба для транспортирования в соответствии с санитарными и таможенными требованиями;

организация и проведение обряда прощания - предоставление и оформление ритуального зала для проведения обряда прощания, организация и проведение скорбной церемонии в ритуальном зале и (или) на месте захоронения и иных местах;

останки - тело умершего (погибшего) или его фрагменты;

останкохранилище – объект похоронного назначения, помещение или группа помещений в его составе, в которых осуществляется хранение останков умерших (погибших), и подготовка их к погребению;

перерегистрация мест захоронений и надмогильных сооружений – мероприятия, проводимые с целью обновления информации архива по учету захоронений на кладбищах, о лицах, ответственных за место захоронения;

погребение - обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации), развеивание праха;

похороны – церемония, включающая в себя: подготовку к прощанию с телом умершего (погибшего), обряд прощания, захоронение останков или урны с прахом и поминовение после захоронения;

похоронные принадлежности – предметы ритуального назначения, используемые при погребении, в том числе гробы, погребальные урны, венки, ленты (в том числе и с надписями), а также изделия, содержащие символику и применяемые в ходе похоронного церемониала;

профессиональная похоронная этика (похоронная этика) - свод принципов и базовых правил поведения, разрабатываемый саморегулируемыми организациями в сфере похоронного дела, являющийся обязательным для соблюдения членами саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела;

предпохоронное содержание останков умерших - прием и предпохоронное хранение тел умерших, причина смерти которых установлена, подготовка тел умерших к погребению (бальзамирование, санитарная и косметическая обработка), выдача тел умерших;

рекультивация мест захоронений – работы, связанные с перезахоронением останков по заявлению и при осуществлении перезахоронения бесхозных захоронений с соблюдением мер санитарно-гигиенической безопасности. Рекультивация мест захоронений включает в себя вскрытие места захоронения, изъятие останков, дезинфекцию места захоронения и спецодежды персонала, выполняющего данные работы, проведение планировочно-благоустроительных работ для осуществления нового захоронения;

ритуальное здание, помещение, - здание, помещение для проведения обрядов прощания;

ритуальные услуги - агентские услуги; услуги по погребению и перезахоронению, услуги по кремации; по организации и проведению обряда прощания; по транспортированию останков и праха умерших; по изготовлению похоронных принадлежностей; по изготовлению и установке намогильных сооружений; осуществлению граверных, скульптурных работ, изготовлению и креплению фотокерамических изделий; по предпохоронному содержанию останков умерших, по уходу за местами захоронения;

содержание мест погребения - поддержание порядка на территории кладбища в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле;

транспортирование останков и праха умерших - перевозка тел, останков умершего или погибшего в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания, катафальные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, перевозка тел в другие города или государства;

удостоверение о захоронении (паспорт захоронения) - документ, содержащий сведения о захороненных лицах, об адресе захоронения (название кладбища, участок, квартал, ряд, место); о лице, ответственном за место захоронения, и подтверждающий его право дальнейшего использования места захоронения; об установленном надмогильном сооружении; о размере выделенного под захоронение участка земли. Удостоверение о захоронении (паспорт захоронения) регистрируется в базе данных захоронений;

услуги по погребению и перезахоронению - прием и оформление заказа на захоронение и эксгумацию, проведение эксгумации, транспортирование извлеченных останков или праха, подготовка мест захоронений, осуществление погребения, услуги кладбища, колумбария;

услуги по изготовлению предметов похоронного назначения - изготовление похоронных принадлежностей, обрядовой атрибутики и надмогильных сооружений;

услуги по кремации - прием и оформление заказа на кремацию, кремация и обработка праха, хранение и выдача праха;

услуги по уходу за местами захоронения - услуга, предусматривающая уборку могильного участка, озеленение и декоративное оформление могильного участка, уход за намогильным сооружением, колумбария и их ремонт;

поддержание порядка на территориях мест погребения (кладбищ) – мероприятия, включающие в себя уход и благоустройство территорий кладбища, в том числе: круглосуточная охрана кладбищ, уборка внутренней и прилегающих территории кладбища (кроме мест захоронений); вывоз мусора; очистка дорожек, тротуаров, основных дорог; уборка снега; очистка дренажных канав и систем; обслуживание акватории и береговых откосов, находящихся в границах кладбищ; снятие деревьев категории «угроза»; сухостойных деревьев; уборка общественных туалетов; обеспечение кладбища летним поливочным водоснабжением, электро-теплоснабжением; уход за надмогильными сооружениями и зелеными насаждениями на братских и воинских захоронениях и могилах, находящихся под охраной государства;

услуги по поддержанию порядка на территориях мест погребения (кладбищ) – услуги оказываемые организацией по поддержанию порядка на территориях мест погребения (кладбищ);

учет мест захоронения – первичная регистрация, обработка и хранение информации о наличии, составе, местоположении и техническом состоянии мест захоронения, лицах, захороненных на них, и лицах, ответственных за них;

эксгумация - извлечение тела, останков умершего или погибшего из места захоронения для судебно-медицинской или криминалистической экспертизы, или для перезахоронения.»;

«Статья 4.1. Лица, оказывающие ритуальные услуги

Лицо, оказывающее ритуальные услуги – юридическое или физическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе индивидуальный предприниматель, являющееся членом саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, занимающееся деятельностью по оказанию одного или нескольких видов ритуальных услуг.»;

«Статья 4.2. Повторное использование мест захоронения

1. Повторное использование места захоронения на негосударственных кладбищах допускается при отсутствии лица, ответственного за место захоронения, - не ранее двадцати пяти лет со дня погребения, на государственных (муниципальных) кладбищах - не ранее двадцати лет со дня погребения в порядке, предусмотренном пунктами 2-5 настоящей статьи, либо в случае письменного согласия лица, ответственного за место захоронения, с соблюдением требований пункта 4 настоящей статьи..

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления), не реже одного раза в пять лет проводят инвентаризацию мест захоронения на государственных и муниципальных кладбищах.

В случае обнаружения бесхозяйного места захоронения, при условии истечения сроков, установленных пунктом 1 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) устанавливает на указанном месте захоронения информационную табличку, содержащую сведения о признании места бесхозяйным, а также контактные данные администрации кладбища, а также направляет лицу, ответственному за уход за местом захоронения, извещение с просьбой обратиться в администрацию кладбища в целях исключения дальнейших процедур, направленных на признание места захоронения бесхозяйным. Извещение лицу, ответственному за уход за местом захоронения, направляется на почтовый адрес, зарегистрированный в книге захоронений при выдаче удостоверения о захоронении, а также доводится до сведения лица, ответственного за уход за местом захоронения, иными способами (по телефону, посредством электронной почты — при наличии у администрации кладбища соответствующей информации).

Критерии признания места захоронения бесхозяйным устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Об установлении информационной таблички администрацией кладбища составляется акт, в котором должны быть указаны номер участка, номер захоронения и дата установления информационной таблички. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых находится в администрации кладбища, другой направляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Акты публикуются на официальных сайтах кладбища, органа местного самоуправления и уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, их копии размещаются на зданиях администраций кладбищ.

Сохранность информационной таблички до признания места захоронения бесхозяйным либо до обращения в администрацию кладбища лица, ответственного за место захоронения, обеспечивает лицо, оказывающее услуги по поддержанию порядка на территории кладбища.

3. В случае если по истечении трех лет со дня установления информационной таблички, лицо, ответственное за место захоронения, не будет установлено, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) осуществляет подготовку места захоронения к повторному использованию в соответствии с требованиями, пункта 4 настоящей статьи.

4. Повторное использование места захоронения возможно только после проведения эксгумации с последующей кремацией останков и их захоронением, в порядке и с соблюдением гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, и сооружений похоронного назначения, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

5. Повторное использование мест захоронения на мемориальных, военных мемориальных, и воинских кладбищах не допускается.

6. Порядок инвентаризации и повторного использования мест захоронения на негосударственных кладбищах устанавливается операторами негосударственных кладбищ самостоятельно, с соблюдением требований пунктов 1, 4 настоящей статьи.»;

в) статью 3 исключить;

г) в пункте 1 статьи 4 первое предложение исключить;

д) статью 5 дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. В случае волеизъявления лица о согласии передать часть(и) тела для научных исследований, в том числе для криосохранения, на остальную часть тела умершего (погибшего) распространяются нормы настоящего Федерального закона, связанного с погребением умерших.».

е) в статье 6 слова «специализированной службой по вопросам похоронного дела» заменить словами «в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона».

ж) дополнить статьей 6.1.следующего содержания:

«Статья 6.1 Нормы профессиональной похоронной этики

1. Профессиональная похоронная этика представляет собой свод принципов и базовых правил поведения лиц, оказывающих ритуальные услуги, направленный на соблюдение интересов всех лиц, чьи интересы затронуты такой деятельностью, а также государства, общества и природы.

2. К действиям, нарушающим нормы профессиональной похоронной этики, относятся:

- нарушение волеизъявления умершего, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации,

- обращение к лицам, понесшим утрату, с предложениями о предоставлении ритуальных услуг, за исключением обращений, адресованных неопределенному кругу лиц;

- навязывание населению ритуальных услуг и товаров, а также религиозных и иных обрядов и символики, музыкального сопровождения, не соответствующих волеизъявлению умершего;

3. За нарушение норм профессиональной похоронной этики и совершение действий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и уставами саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела.»;

2) в Главе II:

а) в пункте 1 статьи 7 слово «погребения» заменить словом «захоронения»;

б) в пункте 2 статьи 7 слова «на указанном им месте погребения» заменить словами «на указанном им месте захоронения», дополнить словами «на государственных, муниципальных кладбищах»;

слова «специализированной службой по вопросам похоронного дела» заменить словами «лицом, оказывающим услуги по погребению и перезахоронению».;

в) статью 8 дополнить пунктом 2 следующего содержания:

«2. Должностные лица органов местного самоуправления, медицинские работники, сотрудники органов внутренних дел, должностные лица иных учреждений и организаций, которые в силу своих должностных обязанностей имеют доступ к информации о фактах наступления смерти граждан, не вправе навязывать и (или) предлагать лицам, взявшим на себя погребение умерших, приобретение услуг по погребению, в том числе входящих в гарантированный перечень услуг по погребению.»;

г) в пункте 1 статьи 9:

после слова «умершего» дополнить словами «на государственном или муниципальном кладбище»;

последний абзац изложить в следующей редакции: «Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела по согласованию с органом местного самоуправления либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации – в зависимости от принадлежности кладбища.»;

в подпункте 4 слово «погребение» заменить словом «захоронение»;

д) в пунктах 2, 3 статьи 9 слова «специализированной службой по вопросам похоронного дела», «специализированной службе по вопросам похоронного дела» заменить словами «лицами, оказывающими услуги по погребению и перезахоронению» в соответствующих падежах;

пункт 3 статьи 9 дополнить новым абзацем следующего содержания:

«В случае отсутствия лиц, оказывающих услуги по погребению и перезахоронению, орган местного самоуправления обязан обеспечить выполнение требований пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона в порядке, предусмотренных нормативным правовым актом органа местного самоуправления.»;

е) в названии статьи 12 слово «погребение» заменить словом «захоронение»;

ж) в пунктах 1, 2 статьи 12 слова «специализированной службой по вопросам похоронного дела» заменить словами «лицом, оказывающим услуги по погребению и перезахоронению, победившем на торгах в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а в случаях, если торги были признаны несостоявшимися - в порядке и на условиях, предусмотренных нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

з) в пункте 3 статьи 12 слова «, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела» исключить.

и) в статьях 13, 14, 14.1 слово «погребение» заменить словом «захоронение».

3) в Главе III:

а) в абзаце четвертом пункта 2 статьи 15 слова «места погребения» заменить словом «кладбища», после слова «муниципальные;» дополнить словом «, негосударственные»;

б) пункт 5 статьи 16 дополнить предложением следующего содержания:

«Нарушение границ участков для захоронения влечет ответственность; предусмотренную законодательством Российской Федерации.»;

в) дополнить статьей 17.1. следующего содержания:

«Статья 17.1. Организация работ по содержанию муниципальных мест погребения

1. Организация работ по содержанию муниципальных мест погребения осуществляется органом местного самоуправления.

2. В случае принятия решения органом местного самоуправления о передаче права выполнения работ (услуг) по содержанию места погребения, указанные работы (услуги) могут быть переданы на конкурсной основе в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Организации, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также физические лица, обладающие статусом субъекта предпринимательской деятельности, осуществляющие услуги по содержанию мест погребения не вправе заниматься оказанием ритуальных услуг, а также осуществлять действия, полностью или частично относящиеся к полномочиям органов местного самоуправления.»;

г) в статье 18:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Государственные и муниципальные общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо в порядке, установленном пунктом 3 статьи 29 настоящего Федерального закона»;

в пункте 4 первое предложение исключить.

д) дополнить статьей 20.1 следующего содержания:

«Статья 20.1 Общие принципы организации и деятельности негосударственных кладбищ

1. Порядок деятельности негосударственных кладбищ устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона, законов субъектов Российской Федерации и в соответствии с гигиеническими требованиями к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

2. Деятельность по организации захоронений на негосударственных кладбищах осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого членом саморегулируемой организации в сфере похоронного дела (оператором) с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления).

3. Договор аренды земельного участка для целей организации негосударственного кладбища должен содержать положения, предусматривающие:

передачу земельного участка в аренду на 49 лет;

запрет на изменение целевого назначения земельного участка;

запрет на передачу земельного участка в субаренду, а также на право выкупа земельного участка;

обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) в случае досрочного прекращения оператором деятельности по захоронению и обслуживанию кладбища обеспечить функционирование кладбища;

обязательство сдавать в архив органа местного самоуправления сведения о произведенных захоронениях в электронном или бумажном виде с соблюдением требований, установленных пунктом 4 настоящей статьи.

4. Каждое захоронение на негосударственном кладбище регистрируется в книге регистрации захоронений на основании свидетельства о смерти и договора о захоронении с указанием даты смерти, даты захоронения, фамилии, имени, отчества умершего, серии и номера свидетельства о смерти, порядкового номера свидетельства о смерти, порядкового номера участка и могилы, фамилии, имени, отчества лица, осуществляющего захоронение.

Книга регистрации (учета) захоронений является документом строгой отчетности и хранится в архиве администрации кладбища бессрочно.

5. Оператор обязан обеспечить доступ к информации о перечне и стоимости ритуальных услуг, о наличии свободных участков для захоронений на кладбище путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-коммуникационной сети «Интернет», а также в административном здании кладбища.

6. Имущественные и иные споры между гражданами и владельцем негосударственного кладбища разрешаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке.»;

е) последнее предложение пункта 1 статьи 24 исключить.

4) В Главе IV:

а) пункт 2 статьи 25 изложить в следующей редакции:

«2. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется лицами, оказывающими ритуальные услуги.

Выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере похоронного дела осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:

определяет основные направления государственной политики в области погребения и похоронного дела;

разрабатывает проекты нормативных правых актов Российской Федерации в области погребения и похоронного дела.»;

б) дополнить новой статьей 25.1 следующего содержания:

«Статья 25.1. Полномочия органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержанию мест погребения

1. К полномочиям поселений, городских округов, осуществляемым в целях реализации задачи по организации ритуальных услуг и содержанию мест погребения относятся:

1) предоставление гражданам на кладбище мест для захоронения в порядке очередности;

2) ведение регистрации и базы данных по захоронениям и перезахоронениям, выдача ответственным лицам удостоверений на места захоронения, инвентаризация мест захоронений;

3) выдача родственникам, законным представителям умерших и иным лицам сведений о датах и местах захоронения умерших;

4) установление режима работы кладбищ и крематориев;

5) выдача разрешений на захоронение (пропусков на въезд катафалка с гробом и телом умершего на территорию кладбища) членам саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела, входящим в реестр лиц, оказывающих ритуальные услуги;

6) предоставление гражданам в круглосуточном режиме информации о гарантированном перечне услуг по погребению и о членах саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела, внесенных в реестр, а также иной информации, связанной с погребением умерших, в том числе сведения о местах захоронения, признанных бесхозяйными в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

7) осуществление мероприятий по поддержанию порядка на территории кладбища в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 4 статьи 29 настоящего Федерального закона;

8) проведение эксгумации и кремирования останков в целях повторного использования места захоронения, в порядке и с соблюдением условий, установленных статьей 4.2 настоящего Федерального закона;

9) ведение реестра лиц, оказывающих ритуальные услуги;

10) отвод земельных участков для размещения мест погребения в соответствии с земельным и градостроительным законодательством;

11) определение порядка ведения реестра лиц, оказывающих ритуальные услуги;

12) создание попечительских советов с участием представителей саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела, действующих на территории муниципального образования;

13) согласование с саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела требований к качеству ритуальных услуг;

14) создание организации, осуществляющей погребение умерших, личность которых не установлена, в случае, предусмотренном часть 2 статьи 12 настоящего Федерального закона.

2. К полномочиям муниципального района, осуществляемым в целях реализации задачи по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения относятся полномочия, указанные в подпунктах 1-11 пункта 1 настоящей статьи, осуществляемые на межпоселенческих местах захоронения, а также содержание межпоселенческих мест захоронения

3. Наделение полномочиями органов местного самоуправления, перечисленными в пунктах 1, 2 настоящей статьи, юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также лиц, оказывающих ритуальные услуги, запрещается.»;

в) Статью 29 изложить в следующей редакции:

«Статья 29. Организация деятельности лиц, оказывающих ритуальные услуги

1. Лица, являющиеся членами саморегулируемой организации в сфере ритуальных услуг, включаются в реестр лиц, оказывающих ритуальные услуги на основании заявления, направляемого органу местного самоуправления, носящего уведомительный характер. Орган местного самоуправления не вправе отказать лицу, подавшему заявление, в приеме этого заявления и во включении в реестр лиц, оказывающих ритуальные услуги, если оно входит в реестр саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.

2. Порядок ведения реестра лиц, оказывающих ритуальные услуги, определяется органами местного самоуправления. Реестр лиц, оказывающих ритуальные услуги, содержит наименования, юридические адреса и контакты лиц, оказывающих ритуальные услуги, перечень и стоимость их услуг, оказываемых данными организациями. Перечень (реестр) лиц, оказывающих ритуальные услуги, с указанием наименований, адресов и контактов, в обязательном порядке размещается в административном здании кладбища (крематория) и дополнительно может быть доведен до сведения жителей соответствующего населенного пункта иными способами.

3. Услуги по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо исполнителя волеизъявления умершего, осуществляемые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, оказываются лицом, оказывающим услуги по погребению и перезахоронению, победившем по итогам торгов в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а в случаях, если торги были признаны несостоявшимися - в порядке и на условиях, предусмотренных нормативным правовым актом органа местного самоуправления (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации).

4. Услуги по поддержанию порядка на территории кладбища оказываются лицом, победившем по итогам торгов в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В случае отсутствия заявок на участие в торгах по поддержанию порядка на территории кладбища, орган местного самоуправления обязан обеспечить выполнение функции по поддержанию порядка на территории кладбища в порядке и на условиях, предусмотренных нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

5. Лица, оказывающие ритуальные услуги, осуществляют свою деятельность на основании договора об оказании услуг (выполнении работ) с супругом, родственниками, исполнителем волеизъявления умершего, а также с иными лицами, взявшими на себя обязанность осуществить погребение умершего.

6. Порядок и правила деятельности лиц, оказывающих ритуальные услуги, определяются саморегулируемыми организациями в сфере похоронного дела.»;

5) Дополнить Главой IV.1. «САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ПОХОРОННОГО ДЕЛА» следующего содержания:

«Статья 31.1. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела

Саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела признается некоммерческая организация, основанная на членстве, объединяющая лиц, оказывающих ритуальные услуги.

Статья 31.2. Приобретение статуса саморегулируемой организации

1. Статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, созданная в форме некоммерческого партнерства, при условии ее соответствия требованиям, установленным Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела могут стать лица, оказывающие ритуальные услуги, удовлетворяющее требованиям статьи 31.5. настоящего Федерального закона, и не входящие в одну группу лиц, в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Для включения сведений о саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в единый государственный реестр саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела ею представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, документы, предусмотренные пунктами 1 - 6 части 8 статьи 20 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», а также следующие документы:

1) копии документов, подтверждающих создание саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела специализированного органа саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, осуществляющего контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела требований стандартов и правил деятельности по оказанию ритуальных услуг (контрольного органа);

2) копия положения о контрольном органе;

3) копии документов о составе лиц, участвующих в работе контрольного органа;

4) копии стандартов и правил саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, обязательных для выполнения всеми ее членами;

5) копии документов, подтверждающих соблюдение всеми ее членами требований, установленных статьей 31.5. настоящего Федерального закона. При этом лица, оказывающие ритуальные услуги, и изъявившие намерение о создании саморегулируемой организации, указывают виды оказываемых ими ритуальных услуг.

3. Не допускается требовать представление иных документов для внесения сведений о саморегулируемой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи документов.

4. Статус саморегулируемой организации в сфере похоронного дела приобретается некоммерческой организацией в соответствии с положениями настоящей статьи с даты ее включения в единый государственный реестр сведений о саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.

Статья 31.3. Права и обязанности саморегулируемой организации в сфере похоронного дела

1. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела имеет право:

1) представлять законные интересы членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

2) обжаловать в арбитражный суд нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

3) применять в отношении членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела предусмотренные учредительными и иными документами саморегулируемой организации меры ответственности, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела;

4) определять принципы взаимодействия членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела с администрациями кладбищ, сотрудниками судебно-медицинских учреждений, органов внутренних дел, медицинскими работниками.

2. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела обязана:

1) формировать компенсационный фонд для обеспечения ответственности своих членов перед потребителями ритуальных услуг и третьими лицами;

2) организовывать проведение профессиональной переподготовки лиц, оказывающих ритуальные услуги;

3) разрабатывать, устанавливать и опубликовывать обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела стандарты оказания ритуальных услуг, правила профессиональной деятельности в сфере похоронного дела, в том числе нормы профессиональной похоронной этики;

4) осуществлять контроль за профессиональной деятельностью членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в части соблюдения требований настоящего Федерального закона и правил профессиональной деятельности в сфере похоронного дела, в том числе норм профессиональной похоронной этики;

5) осуществлять контроль за качеством услуг, предоставляемых членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела;

6) рассматривать жалобы на действия члена саморегулируемой организации в сфере похоронного дела;

7) осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, раскрытие которой осуществляется в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены учредительными и иными документами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела;

8) осуществлять ведение реестра лиц, являющихся членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела;

9) обеспечить исполнение членами саморегулируемой организации требования, установленного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Статья 31.4. Органы саморегулируемой организации в сфере похоронного дела

Порядок формирования, структура, компетенция и срок полномочий органов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, порядок принятия этими органами решений устанавливаются внутренними документами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и другими федеральными законами.

Статья 31.5. Требования к лицам, оказывающим ритуальные услуги, необходимые для членства в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела

1. Лицо, оказывающее агентские услуги, вправе приобрести членство в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела при условии соответствия следующим требованиям:

1) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании здания и (или) помещения (похоронные бюро, пункты приема заказов и т.д.), специально оборудованные и отвечающие установленным требованиям, в которых осуществляются прием заказов на организацию похорон и оказание иных ритуальных услуг;

2) прохождение всеми работниками, осуществляющими прием заказов на ритуальное обслуживание, обучения, профессиональной подготовки и переподготовки в соответствии с требованиями уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную политику и нормативное правовое регулирование в сфере образования;

3) наличие телефонной связи.

2. Лицо, оказывающее услуги по погребению и перезахоронению, вправе приобрести членство в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела при условии соответствия следующим требованиям:

1) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании зданий (помещений) для организации приема заказов на захоронение и перезахоронение (на территории кладбища или вне ее),

2) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании зданий (помещений) для хранения и содержания технических средств и оборудования (мастерские, гаражи, склады),

3) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании технических средств и оборудования, обеспечивающие подготовку мест захоронения механическим или ручным способом в зависимости от технологии захоронения,

4) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании не менее двух единиц катафального транспорта (автокатафалки, тележки, сани),

5) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании технических средств, оборудования, средств защиты труда для проведения работ по эксгумации останков и их транспортированию;

6) прохождение всеми работниками, оказывающими услуги по погребению и перезахоронению, обучения, профессиональной подготовки и переподготовки в соответствии с требованиями уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную политику и нормативное правовое регулирование в сфере образования.

3. Лицо, оказывающее услуги по организации и проведению обряда прощания, вправе приобрести членство в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела при условии соответствия следующим требованиям:

1) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании специально оборудованного помещения, расположенного в отдельно стоящем здании или здании комплекса похоронного обслуживания с отдельным входом и подъездом;

2) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании оборудования, мебели, музыкальных инструментов, звуковоспроизводящей техники для организации обряда прощания в месте, указанном заказчиком (в зале, ином помещении, на улице, на месте захоронения);

3) прохождение всеми работниками, оказывающими услуги по организации и проведению обряда прощания, обучения, профессиональной подготовки и переподготовки в соответствии с требованиями уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную политику и нормативное правовое регулирование в сфере образования.

4. Лицо, оказывающее услуги по транспортированию останков и праха умерших, вправе приобрести членство в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела при условии соответствия следующим требованиям:

1) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании катафального транспорта (автобусов, автокатафалков), отвечающего санитарно-эпидемиологическим требованиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

2) наличие телефонной связи для приема и координации выполнения заказов.

5. Лицо, оказывающее услуги по установке намогильных сооружений, осуществлению граверных, скульптурных работ, изготовлению и креплению фотокерамических изделий, опайке оцинкованных гробов, изготовлению предметов похоронного назначения вправе приобрести членство в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела при условии соответствия следующим требованиям:

1) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании помещений для хранения оборудования, материалов,

2) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании транспортных средств.

6. Лицо, оказывающее услуги по предпохоронному содержанию останков умерших, вправе приобрести членство в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела при условии соответствия следующим требованиям:

1) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании останкохранилищ, холодильных камер, или иных помещений, оборудованных в соответствиями с требованиями законодательства Российской Федерации, тележек-транспортеров, секционных столов, приборов для бальзамирования, инструментов; расходных материалов (бальзамирующие вещества, косметика), средств гигиены;

2) прохождение всеми работниками, оказывающими услуги по предпохоронному содержанию останков умерших, обучения, профессиональной подготовки и переподготовки в соответствии с требованиями уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную политику и нормативное правовое регулирование в сфере образования.

7. Лицо, оказывающее услуги по кремации, вправе приобрести членство в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела при условии соответствия следующим требованиям:

1) наличие на праве собственности, аренды или другом законном основании крематория, ритуального зала крематория, помещений для хранения урн с прахом;

2) прохождение всеми работниками, оказывающими услуги по кремации, обучения, профессиональной подготовки и переподготовки в соответствии с требованиями уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную политику и нормативное правовое регулирование в сфере образования.

8. Требование подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи не распространяется на лиц, оказывающих агентские услуги и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей без права найма персонала.

Статья 31.6. Раскрытие информации саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела

1. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела обязана разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет":

учредительные документы;

стандарты и правила оказания ритуальных услуг, а также нормы профессиональной похоронной этики;

реестр членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, в том числе информацию о каждом ее члене (фамилию, имя, отчество; информацию, предназначенную для установления контакта; трудовой стаж, стаж деятельности в сфере оказания ритуальных услуг);

список лиц, членство которых в саморегулируемой организации в сфере похоронного дела прекращено, в том числе лиц, исключенных из саморегулируемой организации в сфере похоронного дела за нарушение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, и норм профессиональной похоронной этики;

правила и условия приема в члены саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, размер членских взносов и порядок их внесения, дополнительные требования к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении деятельности по оказанию ритуальных услуг;

информацию о компенсационном фонде, в том числе информацию о денежной оценке компенсационного фонда, о фактах обращения взысканий на компенсационный фонд;

информацию о результатах проверок деятельности членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.

2. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела обязана разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" все изменения, внесенные в документы, или изменение информации, определенной пунктом первой настоящей статьи, не позднее дня, следующего за днем, когда такие изменения были приняты, произошли или стали известны саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.

Статья 31.7. Ведение саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела реестра членов саморегулируемой организации

1. Состав сведений, включаемых в реестр членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, и порядок ведения саморегулируемой организацией этого реестра и размещения содержащейся в реестре информации в сети «Интернет» утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2. На основании положений настоящего Федерального закона информация, содержащаяся в реестре членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, предоставляется по запросам граждан, юридических лиц в порядке, определенном внутренними документами саморегулируемой организации. Срок предоставления такой информации не может превышать семи дней со дня поступления соответствующего запроса.

Статья 31.8. Документы саморегулируемой организации в сфере похоронного дела

1. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела обязана разработать и утвердить:

1) правила контроля в области саморегулирования в сфере похоронного дела - документ, устанавливающий правила контроля соблюдения членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;

2) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований и правил саморегулирования.

2. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела обязана разработать и утвердить стандарты саморегулируемых организаций - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации правила оказания услуг, выполнения работ в сфере похоронного дела, требования к качеству и результатам указанных услуг (работ), системе контроля выполнения указанных услуг (работ).

В стандарты саморегулируемой организации не могут включаться указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, требования к товарам, их производителям, к информации, работам, услугам в отношении производимых, выполняемых, оказываемых членами саморегулируемой организации соответственно товаров, работ, услуг и (или) используемых членами саморегулируемой организации материалов, если такие требования влекут за собой недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

3. Документы саморегулируемой организации в сфере похоронного дела не должны:

1) противоречить требованиям законодательства Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации;

2) устанавливать преимущества для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся учредителями такой организации;

3) привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу рынка ритуальных услуг или отдельных его сегментов по территориальному принципу, объему оказываемых услуг, созданию препятствий доступу на рынок ритуальных услуг хозяйствующим субъектам.

4. Требования к выдаче свидетельств о допуске к оказанию ритуальных услуг должны быть определены в отношении каждого вида ритуальных услуг, в соответствии со статьей 31.5. настоящего Федерального закона.

5. Требования к выдаче свидетельств о допуске к оказанию ритуальных услуг должны содержать квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, работникам индивидуального предпринимателя, работникам юридического лица:

а) требование о наличии образования определенного уровня и профиля;

б) требование к повышению квалификации, аттестации, профессиональной переподготовке;

в) требование о наличии определенного стажа работы.

6. Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к оказанию ритуальных услуг, являются:

1) требование о наличии у индивидуального предпринимателя, сотрудников юридического лица, профессионального образования по специальности «Ритуальный сервис»;

2) требование к повышению квалификации не реже чем один раз в пять лет указанными в пункте 1 настоящей части сотрудниками и индивидуальным предпринимателем, с проведением аттестации и переаттестации.

7. Правилами саморегулирования могут устанавливаться:

1) возможность проведения обряда прощания на предприятии, в зданиях домов культуры, домов офицеров, клубов, театров, административных и иных зданий при оказании услуг по проведению обряда прощания;

2) требования об определении гарантийных сроков и установления страхования членами саморегулируемой организации гражданской ответственности при оказании услуг по установке намогильных сооружений, выполнению граверных, скульптурных работ, изготовлению и креплению фотокерамических изделий;

3) требования к работам по декоративному озеленению могильных участков.

Статья 31.9. Порядок проведения саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела контроля осуществления деятельности по оказанию ритуальных услуг

1. Контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела требований стандартов и правил деятельности по оказанию ритуальных услуг, осуществляется специализированным органом саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, путем проведения плановых и внеплановых проверок.

2. Предметом плановой проверки является соблюдение членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также норм профессиональной похоронной этики. Продолжительность плановой проверки не должна превышать тридцати дней.

3. Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.

4. Основанием для проведения саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела внеплановой проверки может являться направленная в саморегулируемую организацию мотивированная жалоба на нарушение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также норм профессиональной похоронной этики.

Статья 31.10. Порядок применения дисциплинарных взысканий в отношении членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела

1. Жалобы на действия членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела и дела о нарушении ее членами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, норм профессиональной похоронной этики, стандартов оказания ритуальных услуг рассматривает дисциплинарный комитет саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в порядке и в сроки, установленные саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела.

2. Процедура рассмотрения указанных жалоб и дел и содержание указанных нарушений определяются внутренними документами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.

3. При рассмотрении жалоб на действия членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела саморегулируемая организация в сфере похоронного дела обязана приглашать на свои заседания лиц, направивших такие жалобы, а также членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, в отношении которых рассматриваются дела о применении дисциплинарных взысканий.

4. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела вправе принять решение о применении следующих дисциплинарных взысканий:

вынесение предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации в сфере похоронного дела устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений;

вынесение члену саморегулируемой организации в сфере похоронного дела предупреждения;

рекомендация об исключении из членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, подлежащая рассмотрению и утверждению коллегиальным органом управления саморегулируемой организации в сфере похоронного дела;

иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела меры.

5. Решения, предусмотренные абзацами вторым, третьим, пятым части четвертой настоящей статьи, вступают в силу с момента их принятия саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела. Решение, предусмотренное абзацем четвертым пункта четвертого настоящей статьи, может быть принято не менее чем семьюдесятью пятью процентами голосов членов дисциплинарного комитета, присутствующих на его заседании, и вступает в силу с момента его утверждения коллегиальным органом управления саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.

6. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о применении дисциплинарного взыскания к члену саморегулируемой организации в сфере похоронного дела направляет копии такого решения члену саморегулируемой организации в сфере похоронного дела и лицу, направившему жалобу, по которой принято такое решение.

7. Решения саморегулируемой организации в сфере похоронного дела могут быть обжалованы членами саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в коллегиальный орган управления саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в сроки, установленные саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела .

8. Решение коллегиального органа управления саморегулируемой организации в сфере похоронного дела об утверждении рекомендации об исключении лица из членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела может быть обжаловано лицом, исключенным из членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия такого решения.

Статья 31.11. Обеспечение имущественной ответственности при оказании ритуальных услуг

1. Ущерб, причиненный заказчику, заключившему договор на оказание ритуальных услуг, подлежит возмещению в полном объеме за счет имущества лица, оказавшего ритуальные услуги, причинившего своими действиями (бездействием) имущественный или моральный вред при оказании ритуальных услуг, за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 31.12 настоящего Федерального закона.

В целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации в сфере похоронного дела перед заключившими договор на оказание ритуальных услуг, саморегулируемая организация в сфере похоронного дела обязана предъявлять к своим членам в качестве обеспечения такой ответственности требование о формировании компенсационного фонда саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, в который каждым членом саморегулируемой организации в сфере похоронного дела должен быть внесен обязательный взнос в размере не менее чем:

для члена саморегулируемой организации, осуществляющего свою деятельность на территории города федерального значения, муниципального образования, численность населения которого составляет более 500 тыс. человек — сто тысяч рублей;

для члена саморегулируемой организации, осуществляющего свою деятельность на территории муниципального образования, численность населения которого составляет от ста тысяч до пятисот тысяч человек — пятьдесят тысяч рублей;

для члена саморегулируемой организации, осуществляющего свою деятельность на территории муниципального образования, численность населения которого составляет от тридцати тысяч до ста тысяч человек — тридцать тысяч рублей;

для члена саморегулируемой организации, осуществляющего свою деятельность на территории муниципального образования, численность населения которого составляет от трех тысяч до тридцати тысяч человек — двадцать тысяч рублей;

для члена саморегулируемой организации, осуществляющего свою деятельность на территории муниципального образования, численность населения которого составляет от тысячи до трех тысяч человек — десять тысяч рублей;

для члена саморегулируемой организации, осуществляющего свою деятельность на территории муниципального образования, численность населения которого составляет от ста до тысячи человек — пять тысяч рублей.

Статья 31.12. Компенсационный фонд саморегулируемой организации в сфере похоронного дела

1. Компенсационным фондом саморегулируемой организации в сфере похоронного дела (далее - компенсационный фонд) является обособленное имущество, принадлежащее саморегулируемой организации в сфере похоронного дела на праве собственности и первоначально формируемое исключительно в денежной форме за счет обязательных взносов ее членов.

2. Не допускается освобождение члена саморегулируемой организации в сфере похоронного дела от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд, в том числе зачет его требований к саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.

3. Основанием для обращения взыскания на компенсационный фонд является установленный вступившим в законную силу решением суда факт неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора на оказание ритуальных услуг членом саморегулируемой организации, а также установленный вступившим в законную силу решением суда факт причинения имущественного вреда указанным лицом при оказании соответствующих услуг.

4. Требование о получении компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда может быть предъявлено к саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в случае передачи ему имущества, составляющего компенсационный фонд саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, только в случае совпадения следующих условий:

для возмещения ущерба, причиненного лицом, оказывающим ритуальные услуги, недостаточно средств лица, оказывающего похоронные услуги;

лицо, оказывающее ритуальные услуги, отказалось удовлетворить требование заказчика или третьего лица о возмещении ущерба либо заказчик или третье лицо не получили от него в разумный срок ответ на предъявленное требование.

5. Требование о возмещении ущерба за счет компенсационного фонда может быть предъявлено к саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, членом которой является или являлся лицо, оказывающее ритуальные услуги на момент причинения ущерба, в случае передачи ему имущества, составляющего компенсационный фонд саморегулируемой организации в сфере похоронного дела, членом которой указанное лицо являлось на момент причинения ущерба.

Статья 31.13. Национальное объединение саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела

1. Национальное объединение саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела являются общероссийской некоммерческой организацией, объединяющей саморегулируемые организации в сфере похоронного дела на основе обязательного членства лиц, осуществляющих деятельность по оказанию ритуальных услуг.

2. Национальное объединение саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела создается в целях соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела, организаций в сфере похоронного дела в органах государственной власти, органах местного самоуправления, взаимодействия саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела и указанных органов.

3. Национальное объединение саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела формируется Всероссийским съездом саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела.

4. Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела является членом Национального объединения саморегулируемых организаций со дня внесения сведений о такой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела. В течение тридцати дней со дня внесения сведений о саморегулируемой организации в сфере похоронного дела в государственный реестр саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела она обязана уплатить вступительный взнос в Национальное объединение саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела, а также осуществлять иные отчисления на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела в порядке и в размерах, которые установлены Всероссийским съездом саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела.

5. Устав национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела принимается Всероссийским съездом саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела.

6. Национальное объединение саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.

7. Основными функциями национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела являются:

1) обсуждение основных направлений государственной политики в области погребения и похоронного дела;

2) представление интересов саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;

3) формирование предложений по вопросам похоронного дела в области принятия законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации;

4) защита интересов саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела;

5) рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела, а также жалоб иных лиц на действия (бездействие) саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела;

8. Национальное объединение саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела не вправе вмешиваться в деятельность саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела, ограничивать их деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

9. В случае выявления Национальным объединением саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела допущенных саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела нарушений в части несоответствия установленных саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела требований и стандартов, правил похоронной этики, Национальное объединение саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела направляет в такую саморегулируемую организацию в сфере похоронного дела уведомление о выявленных нарушениях и предложение об их устранении в 10-дневный срок, а также направляет соответствующее уведомление и копии указанных документов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Статья 31.14. Всероссийский съезд саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела

1. Высшим органом Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела является Всероссийский съезд саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела (далее - Съезд). Съезд созывается не реже чем один раз в два года. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие представители не менее двух третей саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

2. Саморегулируемые организации в сфере похоронного дела имеют равные права и равное представительство на Съезде. Каждая саморегулируемая организация в сфере похоронного дела независимо от количества ее представителей при принятии решений имеет один голос.

3. Всероссийский съезд саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела:

1) принимает устав Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела и утверждает внесение в него изменений;

2) формирует состав совета Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела (далее – Совет), в том числе избирает новых членов и прекращает полномочия членов Совета, подлежащих замене, в соответствии с процедурой обновления (ротации) Совета, принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов Совета;

3) избирает президента Национального объединения саморегулируемых организаций Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела сроком на два года, определяет его полномочия. При этом одно и то же лицо не может занимать должность президента Национального объединения саморегулируемых организаций Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела два срока подряд;

3) утверждает смету расходов на содержание Национального объединения саморегулируемых организаций Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела;

4) утверждает отчеты совета Национального объединения саморегулируемых организаций Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание Национального объединения саморегулируемых организаций Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела;

5) избирает членов ревизионной комиссии Национального объединения саморегулируемых организаций Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела сроком на два года и утверждает отчет этой ревизионной комиссии о результатах финансово-хозяйственной деятельности Национального объединения саморегулируемых организаций Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела;

6) утверждает регламент Съезда;

7) определяет место нахождения совета Национального объединения саморегулируемых организаций Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела;

8) осуществляет иные предусмотренные уставом Национального объединения саморегулируемых организаций Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела функции.

4. Решения по вопросам избрания президента Национального объединения саморегулируемых организаций Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела, определения размеров отчислений саморегулируемых организаций на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела считаются принятыми, если за такое решение проголосовало более половины саморегулируемых организаций Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Статья 31.15. Совет Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела

1. Совет является коллегиальным исполнительным органом Национального объединения саморегулируемых организаций Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела.

2. Совет избирается Всероссийским съездом саморегулируемых организаций Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела тайным голосованием и подлежит обновлению (ротации) один раз в два года на одну треть в порядке, установленном уставом Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела.

3. Совет:

1) избирает из своего состава по представлению президента Национального объединения саморегулируемых организаций Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела одного или нескольких вице-президентов сроком на два года, определяет их полномочия;

2) представляет Национальное объединение саморегулируемых организаций Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных российских организациях и за пределами Российской Федерации;

3) организует информационное обеспечение саморегулируемых организаций Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела;

4) осуществляет методическую деятельность саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела;

5) утверждает норму представительства от саморегулируемых организаций саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела на Съезд;

6) осуществляет иные предусмотренные уставом Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела организаций функции.

4. Заседания Совета созываются президентом Национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела по мере необходимости, но не реже чем один раз в три месяца. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее чем две трети членов Совета.

5. Решения Совета принимаются простым большинством голосов членов Совета, участвующих в его заседании.

Статья 31.16. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона

1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований пункта 2 статьи 8, статьи 17.1, статьи 20.1 (кроме пункта 1), статьи 29, Главы IV.I настоящего Федерального закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и в пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением правил и требований, предусмотренных статьей 4.2, пунктом 1 статьи 20.1, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

2. Предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела является соблюдение саморегулируемыми организациями в сфере похоронного дела требований законодательства Российской Федерации, в том числе в части соблюдения критериев участниками саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела при их создании и в ходе осуществления деятельности, установленных настоящим Федеральным законом, а также контроль за соблюдением участниками саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела санитарных и экологических требований, установленных законодательством Российской Федерации, к содержанию мест погребения.

3. В целях осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:

осуществляет плановые и внеплановые проверки деятельности саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела порядке и на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации;

направляет саморегулируемым организациям в сфере похоронного дела в пределах своей компетенции требования о предоставлении сведений, документов и материалов о деятельности саморегулируемой организации в сфере похоронного дела.

4. Плановая проверка деятельности саморегулируемой организации в сфере похоронного дела проводится один раз в два года в соответствии с планом, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Решение о проведении внеплановой проверки деятельности саморегулируемой организации в сфере похоронного дела принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании заявлений юридических лиц, физических лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о нарушении саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела либо ее членами настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

5. В случае выявления нарушений уполномоченный федеральный орган исполнительной власти направляет в саморегулируемую организацию в сфере похоронного дела предписание об устранении выявленных нарушений в 10-дневный срок.

Предписание уполномоченного федерального органа исполнительной власти об устранении выявленных нарушений может быть обжаловано саморегулируемой организацией в сфере похоронного дела в арбитражный суд.

Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела в течение трех рабочих дней после истечения срока, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для устранения нарушения, должна проинформировать в письменной форме уполномоченный федеральный орган исполнительной власти об устранении выявленных нарушений.

6. В случае несоответствия требованиям Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», настоящего Федерального закона, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации в сфере похоронного дела из единого государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела.

Саморегулируемая организация в сфере похоронного дела считается исключенной из единого государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела с даты вступления в силу решения арбитражного суда о ее исключении из указанного реестра.

Статья 2.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.


Президент

Российской Федерации В.В. Путин


 


Печать   E-mail
Добавить комментарий