Похоронные обряды: от древности до 3D

Откуда взялись те или иные похоронные традиции? Мы порой не задумываемся о том, что обычаи кремировать тело покойника, бросать горсть земли на его могилу, готовить на поминки кутью и блины уходят корнями глубоко в прошлое и тесно связаны с существовавшими тогда религиозными и магическими верованиями. Впрочем, у каждого народа свои особые ритуалы…

 

До принятия христианства западные и восточные славяне предпочитали сжигать тела усопших. Кремация имела не только гигиеническое значение, но и, по поверьям, способствовала скорейшей отправке души прямо на небо. А вот южные славяне, как правило, хоронили своих покойников в земле и насыпали сверху курган… Кстати, эту традицию у них потом переняли скифские и сарматские племена.

Знать хоронили вместе с утварью, оружием и лошадьми. Именно так был погребен знаменитый князь Олег, воспетый Пушкиным: его действительно захоронили в одной могиле с любимым конем…В некоторых регионах, где проживали славянские племена, тела опускали в воду или же сжигали в лодке, пущенной по реке.

После того как Русь в Х веке была крещена, долгое время наши предки продолжали хоронить покойников по языческому обряду, а иногда сочетали христианские и языческие ритуалы. Так, вместе с крестиками вешали на грудь усопшим защитные амулеты… В могилах новгородских посадников находят оружие, хотя такое захоронение противоречит традициям православного погребения.

У русских крестьян усопшего клали на лавку, головой в «красный угол», где висели иконы, накрывали белым холстом (саваном), складывали руки на груди, при этом мертвец должен был «держать» в правой руке белый платочек. Все это делалось для того, чтобы он мог предстать перед Богом в подобающем виде. Хоронили на третий день, когда душа уже должна была окончательно отлететь от тела. Этот обычай сохранился и сейчас, как и тот, что предписывает всем присутствующим бросить по горсти земли на опущенный в могилу гроб. Земля — символ очищения, в древности считалось, что она принимает всю скверну, которую человек накопил за свою жизнь. Кроме того, у язычников этот обряд восстанавливал связь новопреставленного со всем родом.

Современные поминки когда-то называли тризной. Это был особый ритуал, призванный облегчить переход в мир иной. Для тризны готовились специальные поминальные кушанья. Обычай это такой древний, что трудно теперь проследить его происхождение. Предполагается, что родился он еще в Древней Греции. Одно из поминальных блюд — кутья, представляющая собой круто сваренный рис с изюмом. Кутьей полагается угощаться на кладбище сразу после погребения. Русские поминки также не обходятся без блинов — языческих символов Солнца.

Дальневосточные племена айнов первоначально хоронили своих мертвых рядом с хижинами, и только позднее стали отводить специальные места для захоронений. Интересно, что они применяли два типа погребения — подземное и наземное. В первом случае тело заворачивали в циновку и хоронили в могиле, над которой устанавливали надгробие. Во втором клали труп в усыпальницу в форме домика.

Если айн умирал, его тело не выносили из хижины через дверь, а прорубали стену. Затем покойного несли к месту захоронения запутанными тропами? чтобы он… не нашел дорогу обратно. Айны верили, что покойник может вернуться…

Тела усопших вождей бальзамировали и устраивали похороны не ранее чем через год. Как и многие языческие народы, айны снабжали мертвецов домашней утварью, оружием и другими предметами, которыми покойные пользовались при жизни. Но перед захоронением все вещи обязательно разламывали. Специалисты по фольклору считают, что таким образом айны стремились освободить «души» вещей от материальной оболочки.

Чукчи, которые также верили в духов, сжигали тела на костре или относили в тундру. Перед погребением покойников переодевали в особую одежду, обычно сшитую из шкур белых животных. Любопытно, что старики и тяжелобольные нередко предпочитали добровольную смерть от руки кого-то из родных: считалось, что такая кончина обеспечит им лучшую посмертную долю.

Жители Северного Кавказа, в частности, представители чеченской и ингушской народностей, строили для захоронений каменные склепы, в которых тела практически не подвергались разложению, так как туда не проникал воздух.

У европейцев принято размещать на надгробиях эпитафии покойникам. В Болгарии, например, пишут на надгробных плитах чуть ли не подробные биографии. А вот у японцев информация об усопших считается делом слишком личным, и они размещают на надгробиях специальные QR-коды. При помощи мобильного телефона можно сосканировать оттуда сведения о том, кто здесь захоронен, включая даты жизни и смерти, эпитафию и даже изображение покойного. Так что на наших глазах рождаются новые погребальные традиции, вписывающиеся уже в современную технологическую эпоху…


Печать   E-mail
Добавить комментарий