Погребальный обряд у шорцев

Погребальный обряд у шорцев под влиянием православия претерпел к началу XX века некоторые изменения, но продолжал сохранять традиционные представления о смерти, о потустороннем мире и обрядовых погребальных действиях как в доме умершего, так и на кладбище. Фотографии из собрания музея-заповедника «Томская Писаница». Автор: сотрудник музея Мария Саенко.

Шо́рцы (шорск. шор-кижи, тадар-кижи, татар, тадар, шорд-кутум) — тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах), а также в некоторых смежных районах Республики Хакасия и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв. Общая численность около 14 тысяч человек. Делятся на две этнографические группы: южную, или горнотаёжную (в начале XX века область проживания южных шорцев получила название Горная Шория), и северную, или лесостепную (так называемые абинцы). По языку шорцам наиболее близки алтайцы и хакасы, по культуре — алтайцы и чулымцы.

 

Похоронная процессия
Дата съемки: 1985 год

Убедившись в смерти человека, из-под его головы убирали подушку, чтобы отошла душа «тын» (жизненность), символизирующая дыхание, а тело покрывали куском домотканого холста.

В очаге зажигали огонь, а в изголовье на лавку ставили в миске пищу и напиток для души «сюне», которая, отделяясь от тела, блуждает по местам, привыкшим еще при жизни человека.

Родственники сидели в течение трех дней возле покойного, причитая и восхваляя его поступки. Затем тело обмывали, одевали в чистую рубаху и штаны и перекладывали в гроб, предварительно постелив на дно траву «азагат».

Гроб выдалбливали из расколотого ствола кедра. В гроб клали чашку, ложку, мешочек с талканом (поджаренный ячмень), мужчинам трубку и кисет с табаком. На кладбище гроб несли с помощью жерди и веревки, а зимой везли на охотничьей нарте.

о распространения православия вместо гроба тело покойника зашивали в кусок кендыря или завертывали в бересту, подвешивая на ветвях кедра, или оставляли на специальном помосте, установленном на четырех столбах.

Еще в начале XX века встречались детские воздушные захоронения в деревянном ящике, укрепленном прутьями или веревками на дереве. Хоронили детей и в дуплах деревьев, тщательно скрывая такие места.

При наземном захоронении долбленый гроб оставляли в лесу, заваливая валежником, или сооружали на поверхности сруб, куда помещали тело умершего с вытянутыми вдоль тела руками и прикрывали сруб куском бересты.

Шаманов хоронили, как обычных покойников. Бубен и колотушку подвешивали на дереве у могилы, железные подвески с рукоятки бубна снимали и передавали следующему шаману улусу.

На 7 и 40 день, а также через год после смерти справляли поминки по душе, которая теперь трансформировалась в категорию «узют». В эти дни из соседних улусов съезжались родственники, привозя с собой продукты туеса с аракой (традиционный алкогольный напиток).

Часть напитков сливалась в один большой туес, а вареное мясо выкладывалось на деревянное блюдо. Родственники во главе с шаманом уносили все это на могилу, у которой разводили костер.

Кам совершал обряд, брызгая аракой и бросая куски мяса в костер и на могилу. Остатками угощал родственников, не забывая и о себе.

В годовщину смерти «узют» навсегда спроваживали в мир мертвых. Ночью шаман отправлял душу вниз по реке на специальном плоту из стеблей борщевика с веслами, разведя на нем небольшой костер.

 

 

 

Кемеровская обл., Таштагольский р-н

1984 г


Печать   E-mail
Добавить комментарий